Гемморой

Что такое геморрой?

Геморрой - заболевание, возникающее в результате гиперплазии (чрезмерного развития) кавернозной (пещеристой, губчатой) ткани подслизистого слоя конечного отдела прямой кишки, и застоя крови в этой ткани вследствие нарушения оттока по венам. Кровь заполняет полости пещеристой ткани, сгущается, свёртывается, вследствие чего образуются так называемые геморроидальные узлы.

Распространённость

• Геморроем страдает более 10% взрослого населения.
  • Из всех видов заболеваний прямой кишки на геморрой приходится 40%.
  • Большинство страдающих геморроем - мужчины в возрасте 30-50 лет.
  • На 3-4 страдающих геморроем мужчин в возрасте 30-50 лет приходится 1 больной геморроем всех остальных групп населения (женщины всех возрастов, мужчины до 30 лет и старше 50 лет).

По механизму возникновения:По локализации:По клиническому течению:

• Врождённый или наследственный
  • Приобретённый: первичный или вторичный (симптоматический) Внутренний (подслизистый)
  • Наружный (подкожный)
  • Межуточный (под переходной складкой, т.е. под белой линией Хилтона) Острый
  • Хронический

Внутренние механизмы

• Нарушение оттока крови по венулам (маленьким венам) от кавернозных телец (губчатая ткань, из которой при нарушении оттока крови образуются геморроидальные узлы), располагающихся в стенке прямой кишки
  • Наличие развитых кавернозных телец
  • Врождённая функциональная недостаточность соединительной ткани
  • Нарушение нервной регуляции тонуса венозной стенки

Факторы риска

• Повышение венозного давления вследствие запоров, длительной работы в положении стоя или сидя, тяжёлого физического труда, беременности.
  • Злоупотребление алкоголем и острой пищей
  • Злокачественные опухоли прямой кишки
  • Цирроз печени с портальной гипертензией
  • Ожирение
  • Анальный секс

Клиническая картина

Хронический геморрой

Начинается с предвестников. Периодически после дефекации возникают неприятные ощущения в области заднего прохода: чувство дискомфорта, лёгкий зуд, повышенная влажность. В дальнейшем иногда при дефекации выделяется кровь. Но при этом больные редко обращаются к врачу. Продолжительность этого периода от нескольких месяцев до нескольких лет.

Постепенно заболевание прогрессирует. При дефекации в области заднего прохода появляются боли, усиливающиеся при нарушении режима питания. Кровотечения из заднего прохода во время дефекации становятся постоянными, причём интенсивность их может быть различной - от помарок крови до массивных кровопотерь, приводящих к анемии. Постепенное увеличение внутренних геморроидальных узлов приводит к их выпадению из заднего прохода.

Различают три стадии выпадения:

1. узлы выпадают во время акта дефекации и самостоятельно вправляются
  2. узлы выпадают во время акта дефекации и их необходимо вправлять
  3. узлы выпадают при малейшей физической нагрузке.

Острый геморрой

Или тромбоз геморроидальных узлов. Как правило, является обострением геморроя хронического (синонимы - ущемлённый геморрой, острый геморроидальный тромбофлебит, тромбоз геморроидальных узлов)

Различают три степени тяжести острого геморроя:

1. степень: наружные геморроидальные узлы небольшой величины, тугоэластической консистенции, располагаются ниже зубчатой линии, болезненны при пальпации, Перианальная (в области заднего прохода) кожа слегка гиперемирована (покраснение). Характерные жалобы: чувство жжения и зуд, усиливающиеся при дефекации.
  2. степень: более выраженный отёк большей части перианальной области, гиперемия. Пальпация этой области и пальцевое исследование прямой кишки резко болезненны. Жалобы на сильные боли в области заднего прохода, особенно при ходьбе и в положении сидя.
  3. степень: вся окружность заднего прохода занята воспалительной опухолью. Пальпация её резко болезненна, пальцевое исследование по этой причине невозможно. В области заднего прохода видны синюшно-багровые внутренние геморроидальные узлы, выпавшие из просвета заднепроходного канала. При отсутствии своевременного лечения может наступить некроз узлов, развиться Парапроктит.

При 2-3 степени следует отказаться от каких бы то ни было диагностических инструментальных исследований. Вправлять выпавшие геморроидальные узлы не стоит.

Дифференциальный диагноз

Сходные с проявлениями геморроя симптомы имеет ряд заболеваний прямой кишки, а именно:

• Анальная трещина
  • Полип
  • Гипертрофированный анальный сосочек
  • Парапроктит
  • Ворсинчатая опухоль
  • Рак прямой кишки
  • Выпадение прямой кишки

Поэтому если Вам несколько раз довелось испытать дискомфорт, зуд или чувство жжения, саднения, ощущения влаги в области заднего прохода, и тем более заметить признаки кровотечения из анального отверстия, только поход к проктологу поможет вовремя установить правильный диагноз и начать соответствующее лечение.

Запущенный геморрой чреват следующими осложнениями:

• Тромбоз геморроидальных узлов
  • Невправляемость выпавших геморроидальных узлов
  • Ущемление выпавших геморроидальных узлов
  • Некроз поверхностный и глубокий ущемлённых геморроидальных узлов
  • Парапроктит
  • Флегмона таза
  • Сепсис
  • Недержание каловых масс и газов
  • Анемия
  • Анальный зуд

Течение и Прогноз

При своевременном обращении к специалисту и выполнении назначенных лечебных и профилактических мер Вы сможете достаточно надёжно защитить себя от дальнейшего развития и повторных обострений геморроя.

В некоторых случаях геморрой может пройти сам по себе, но рассчитывать на это вряд ли стоит, лучше всё-таки принять посильные меры. Потому что чаще всего прошедший сам по себе геморрой когда-нибудь снова возвращается, и тогда болезнь принимает рецидивирующий (повторяющийся) характер, а "зачем Вам этот геморрой?".

Острые приступы геморроя могут быть излечены достаточно серьёзными мерами - например хирургической операцией. После чего все силы должны быть направлены на профилактику рецидивов заболевания.